Получится ли у каршеринговых компаний вытеснить личный автомобили?

К нам в редакцию поступила информация о том, что в Санкт-Петербурге запущено сразу три сервиса доступного каршеринга. По мнению экспертов, данное нововведение может существенно изменить облик Северной столицы: только каршеринг настоятельно рекомендовали к внедрению большинство западных экспертов по транспорту, к которым присоединились и урбанисты из Евросоюза. Для проведения сравнения, наш корреспондент решил опробовать все три сервиса отечественного каршеринга.

Напомним, что наименование «каршеринг» обязано своим появлением объединению двух английских слов: Car - обозначающее «автомобиль», и sharе - «общий, делиться», что в сумме дало определение новому сервису поминутного проката автомобилей.

Сервис каршеринга работает просто – достаточно зарегистрироваться в системе, отправить заявку администрации, приложив свое фото и фото водительского удостоверения. После регистрации, и одобрения заявки на аренду автомобиля, кстати заявка подтверждается в течение пары часов, и в дальнейшем более не требуется, пользователю приходит уведомление об одобрении, одновременно с этим смартфон показывает маршрут к ближайшему свободному автомобилю.

Также при помощи смартфона можно будет завести автомобиль, который запускается при помощи специального электронного ключа, который приходит на смартфон пользователя сервиса. В дальнейшем клиенту остается только садится в автомобиль и ехать по своим делам. В процессе с банковской карты клиента сервиса будет списываться сумма за аренду автомобиля. Примечательно, что стоимости бензина включена в цену услуги, что заметно упрощает процесс заправки и последующий расчет – деньги за бензин просто вычитаются из общего счета, достаточно только отправить в офис сервиса фото чека с автозаправки. Интересно, что такой сервис способен полностью заменить личный автотранспорт - при необходимости можно брать каршеринговый автомобиль, ехать куда надо, там его оставлять и отправляться по своим делам.

Напомним, что услуга каршеринга в Санкт-Петербурге не нова, первый сервис - StreetCar - был запущен 4 года назад, в 2013 году. Правда просуществовал он относительно непродолжительное время, причиной закрытия стали следующие причины:
1. Автопарк был набран из автомобилей, относящихся к бизнес-классу, поговаривают, что он был открыт после закрытия крупного салона BMW.
2. Автомобили можно было оставлять исключительно на платных и хорошо охраняемых стоянках, и возвращать машину надо было в тот же пункт, где автомобиль был взят в прокат, что доставляло некоторые неудобства.
3. После того, как страхование КАСКО выросло в цене сервис не выдержал конкуренцию с обычным прокатом автомобилей и был ликвидирован.

В настоящее время в Питере действуют три каршеринга, один местный - «Колеса», и два сервиса, которые пришли из Москвы - «Делимобиль» и «Ю-Драйв».

«Делимобиль» наиболее крупный сервис отечественного каршеринга. В настоящее время в автопарке этого сервиса, находящегося в Питере, находится 100 автомобилей, а представители сервиса сообщают, что в планах есть наращивание количества машин до трехсот единиц до конца 2017 года. Ранее все представленные автомобили работали в московском каршеринге, но в Москве постепенно вводятся машины с электроприводом и идет отказ от бензиновых автомобилей. У «Колес» насчитывается 30 машин, но активно используются только 20: оставшиеся обычно стоят на случай повышенного интереса клиентов. В компании «Ю-Драйв» насчитывается 40 автомобилей.

По итогу, в настоящее время в Санкт-Петербурге насчитывается 170 автомобилей, работающих в каршеринге - на весь Питер, в котором напомним, имеется более 3,3 тысячами километров дорог. К сожалению, для обеспечения наличия автомобилей в шаговой доступности - на удалении не более 1 км от клиента - понадобится не менее 3500 машин.

Администрация Санкт-Петербурга рада тому, что совместное московско итальянское предприятие «Делимобиль» начало свою работу в городе - когда сервис начинал свою работу, на открытии присутствовал губернатор Полтавченко, а на официальном сайте Комитета по развитию транспортной инфраструктры в Смольном была вывешена активная гиперссылка на сайт сервиса каршеринга «Делимобиль», правда на этом льготы для нового сервиса закончились. Московская мэрия пошла дальше – для автомобилей от каршеринговых сервисов, которых в Москве насчитывается пять, был разработан специальный, более лояльный тариф на платную парковку. Оказывается, что при использовании арендованного автомобиля можно существенно экономить на парковке, дело в том, что абонемент на год для москвичей обходится в 250 тысяч рублей, а при использовании каршеринговых автомобилей придется потратить всего 20 тысяч, и это за год! Данное нововведение вызвало негативную реакцию у частных извозчиков и таксистов, которых удалось успокоить объяснив, что каршеринг - это система социальной поддержки населения, оттого и льготная цена на парковку. В Петербурге цены на парковку для каршеринговых авто ничем не отличаются.
- Что вы предпримете, после того, как зона платной парковки накроет весь центральный Питер? – задали мы вопрос представителям сервисов «Колеса» и «Ю-Драйв».
- Попытаемся найти какой-то диалог с мэрией города, будем просить таких же льгот, как и в столице Российской Федерации.

Ну, а на данный момент на каршеринговом автомобиле можно кататься по всей Ленобласти, а не только по городу. Единственное неудобство при этом, состоит в том, что автомобиль придется возвращать в Питер, а не оставлять там, где удобно. При этом, придется ехать на арендованном автомобиле в самый центр, так как пока лишь сервис «Делимобиль» позволяет оставлять ненужный автомобиль на большом удалении от центра.

Естественно, что при вычислении цены за пользование автомобилем следует принимать во внимание не только время передвижения на автомобиле, но и время розыска подходящего места для удобной и безопасной стоянки. Плюс к этому времени придется добавить и с десяток минут на привыкание к чужому автомобилю. На данный момент только «Делимобиль» предоставляет бесплатные три минуты. Счетчик начинает тикать, как только клиент откроет дверцу арендованного автомобиля, поэтому перед сдачей надо будет довольно оперативно навести в ней порядок. Также надо помнить, что даже маленький «Smart» следует парковать по всем правилам, а не как показывают в рекламе под прямым углом к пешеходной зоне, чтобы не бояться лишнего внимания эвакуаторов. Хоть такой маленький автомобиль и не оказывает препятствий при проезде, но в любом случае так он будет припаркован не по ПДД. Хотя, в сервисе «Колеса» заявляют, что каршеринговые автомобили практически не увозят на эвакуаторах. Бывает даже перезванивают (номера написаны на боках машин) и просят передвинуть припаркованный неправильно автомобиль. В случае же, если клиент все равно припарковал автомобиль неправильно, штраф будет выписан не сервису, а нерадивому автолюбителю, и деньги будут списаны с его банковского счета. Оперативно внести штраф, и сэкономить половину денег не получится, так как подобная льгота относится только к тем автомобилям, которые редко штрафуются, а машины в каршеринге в большинстве своем считаются «рецидивистами».

Возврат к списку