Каршеринг Яндекс.Драйв: вчера, сегодня, завтра, кто и кого?

Спустя годы после внедрения "Яндекс.Драйв" на дороги Москвы он с легкостью вошел в тройку лидеров среди каршеринговых организаций. Автомобильный парк агрегатора превышает 4500 единиц авто, каждое из которых ежедневно сдается в аренду 6-7 пользователям. Однако это не все статистические данные, которые будут приведены в статье. И прежде чем начать, хотелось бы напомнить арендаторам о негативных сторонах каршеринга, а именно:

Спустя годы после внедрения "Яндекс.Драйв" на дороги Москвы он с легкостью вошел в тройку лидеров среди каршеринговых организаций. Автомобильный парк агрегатора превышает 4500 единиц авто, каждое из которых ежедневно сдается в аренду 6-7 пользователям. Однако это не все статистические данные, которые будут приведены в статье. И прежде чем начать, хотелось бы напомнить арендаторам о негативных сторонах каршеринга, а именно:

- не забывайте об ответственности и штрафах, уплачивать которые необходимо нарушителю. При этом часто уплата происходит вне желания арендатора: агрегатор просто списывает денежные средства с привязанной карты;
- помните о необходимости фиксировать повреждения автомобиля еще до начала поездки! В противном случае ответственность за царапины и сколы, в которых вы непричастны, ляжет целиком и полностью на вас. И как и в первом случае, деньги спишутся с карты автоматически;
- чистка автомобиля происходит исключительно по инициативе арендатора. И, соответственно, за его же счет;
- то же самое касается стеклоомывающей жидкости: ее пополнение не компенсируется;
- сервис имеет право завершить сессию и заблокировать автомобиль в любой момент, если обнаружит какие-либо нарушения договора. Будьте бдительны: порой это происходит совершенно неожиданно и в самый не подходящий момент.

Чистая прибыль: одним глазком в баланс предприятия

Для рядового пользователя удобство использования арендного авто как никогда очевидны: нет нужды тратить собственные денежные средства на восполнение горючего в авто, беспокоится о страховке, паковочном месте или плановом ремонте. И если выгода простого пользователя весьма очевидна, то суммы прибыли каршеринговых организаций долгое время находились в тени.
Но не сейчас.

Первый год работы "Яндекс.Драйв" принес организации 1,128 млрд.руб. чистой прибыли, в то же время как убыток составил только 550,6 млн.руб. Немалые цифры? Но это еще не все! Ведь "Яндекс.Драйв" занимает далеко не лидирующие позиции: он только на третьем месте по размеру чистой прибыли среди лидеров каршеринга Москвы. Второе место захватил "Каршеринг", больше известный пользователям как BelkaCar, чистая прибыль которого превысила 1,373 млрд.руб, а чистые убытки составили 386 млн.руб. На первом месте находится компания "Каршеринг Руссия" (она же Делимобиль), которая заработала 1,551 млрд.руб прибыли при 258,7 млн.руб убытков.

Имея эти данные несложно посчитать количество поездок. 60-70-80 тысяч. И это только за один день!

"Яндекс.Драйв": конкурент личного авто

Могут ли каршеринговые автомобили конкурировать с личным ТС? Скорее всего да, и об этом вновь свидетельствует статистика: с начала работы "Яндекс.Драйв" было совершено более 73 миллионов сессий, включающих в себя только активное передвижение по городу в режиме "В пути". На текущий момент "Яндекс.Драйв" ежедневно сдает свои автомобили в аренду 80 тысячам жителям златоглавой в будние дни, и на 7 тысяч больше в выходные. При этом использование каршеринга ничем не отличается от личного транспорта: граждане приезжают на нем на работу, а после разъезжаются по домам. Об этом свидетельствует концентрация автомобилей в районе садового кольца в рабочее время, и такая же активная концентрация в спальных районах по вечерам и в ночное время суток.

Несмотря на большее количество поездок в выходные дни, личный автотранспорт (если таковой имеется в семье) имеет большую популярность, особенно при передвижении на большие расстояния. Все это объясняется банальной невозможностью завершить сессию за городом (например на ночь), из-за чего автомобиль приходится арендовать на все время поездки. А это уже совершенно другая сумма за услугу, превышающая стоимость обычной поездки по городу.

В среднем, каршеринговые автомобили используются примерно 8 раз за день, что в общем итоге составляет 4,5 часа "В пути". Если учитывать время ожидания сессии, то получается почти 7 часов. При этом все машины, вне зависимости от категории, используются примерно одинаковое количество раз.

ДТП, смерть и несчастные случаи с участием каршеринга

Главная проблем всех арендованных автомобилей - временные ограничения. Ведь чем быстрее водитель прибудет в точку назначения, тем меньше денежных средств спишется с его счета. Из-за этого начинается сплошное нарушение правил: превышение скоростного режима, игнорирование разметки и езда по обочинам. Таким образом арендатор не только не экономит свои деньги, но и ставит под угрозу жизнь всех участников дорожного движения, которым не посчастливилось двигаться с лихачом в одном потоке. Только за последние полгода было выявлено 638 аварийных случаев с участием каршерингового автомобиля. 32 погибших человека, 736 раненых: такова цена невнимательности. При этом в 75% ДТП присутствует каршеринговое авто, а это 479 случаев. Однако не стоит переживать понапрасну: согласно статистике, арендованные автомобили с каждым годом все реже попадают в аварии: в 2020 году это на 28% случаев меньше, чем в 2019 году.

Каршеринг стал безопаснее? Нет, дело, разумеется, не в автопарке "Яндекс.Драйв". Просто контингент водителей потерпел некоторые изменения.

Первое время пользователями услуг каршеринга были те, кто не имеет собственного автомобиля. Соответственно, опыт вождения у таких людей был небольшой, а то и вовсе отсутствовал. Это и стало основной причиной увеличения аварийных ситуаций.

Однако годы спустя показатели существенно изменились. Теперь это более опытные, зрелые и внимательные люди, способные контролировать ситуацию на дороге. Доля арендаторов старше 35 лет возросла почти вдвое за последних 2 года: с 19 до 38%. Средний стаж вождения так же изменился, с 9 до 12 лет. При этом количество пользователей со стажем до 4-х лет уменьшилось на 13%.

Возможные проблемы

Несмотря на то, что пользователи "Яндекс.Драйв" стали значительно старше, неприятные ситуации могут возникнуть у любого. Не обязательно в этом вина арендатора каршеринга. При этом в договоре четко прописаны все случаи и действия при их возникновении, которые позволят избежать возможного штрафа. Не стоит забывать о:

- правилах поведения при попадании в ДТП. Водитель каршерингового автомобиля должен выставить знак, включить "аварийку" и вызвать наряд ГИБДД. Так же следует поставить в известность и агрегатора, зафиксировав повреждения ТС с помощью фотографий. Несмотря на имеющуюся страховку на всех автомобилях, невыполнение этих простых правил может облагаться достаточно ощутимым штрафом. При этом страховка может быть аннулирована, что приведет к полному возмещению всех убытков;
- эвакуация на штраф стоянку. Такое возможно при неправильной парковке арендованного авто. В данном случае арендодатель дает пользователю 12 часов на самостоятельное "вызволение" авто. Если же по прошествии этого времени ТС никто не забрал, "Яндекс.Драйв" сделает это самостоятельно. И так же самостоятельно высчитает сумму расходов и сумму штрафа с привязанной карты последнего пользователя;
- поломки. Все поломки и неисправности авто следует своевременно фиксировать, желательно еще до начала сессии. В противном случае доказать свою невиновность будет невозможно, а ремонт будет произведен за ваш счет.

Возврат к списку